Нравственные аспекты успеха в обществе (автор Дружилов С.А.)

(приводится сокращенный вариант статьи, ограниченный допустимым объемом сайта)

А.В. Либин определяет вектор жизненного успеха человека в виде суммы векторов личностного успеха, рассматриваемого как степени самосовершенствования человека, и профессионального успеха. Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанной с ощущением субъективного и семейного благополучия. Профессиональный успех отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов [7]. 
   
    Ф. Хоппе (F. Норре)  считал, что основным критерием успеха-неуспеха является уровень притязаний. Если человек при решении задачи достиг или превзошел свои притязания, то он ощущает успех и повышает свои притязания; если же он не достиг их, то ощущает неуспех и снижает притязания [16].     Если, по А.Н. Леонтьеву, для достижения счастья человек должен просто ставить перед собой какую-либо цель и стремиться к ней [6], то Ф. Хоппе полагал, что  удовлетворенность приносит достижение человеком не всякой цели, а лишь достаточно трудной и в то же время посильной. Ныне  под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм [4].
   
   А.В. Либин выделяет ряд компонентов поведенческих стратегий,  связанных с  личными особенностями, влияющими на достижение успеха. К таковым  исследователь относит соревновательность,  ориентацию на успех (а не на избегание неудач),  высокий уровень притязаний. Подчеркивается, что успех человека в большей степени связан с личностными предпосылками, чем с ситуационными  [7]. 
    
Можно выделить несколько оснований (или критериев) для понимания профессионального и личностного успеха человека. 
  
Во-первых, успех может оцениваться по конкретным результатам (заработанным деньгам, купленным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям,  и т.д.). Во-вторых, успех может оцениваться по затраченным усилиям. 
        
В-третьих, при оценке жизненного успеха  важно понять, чем пришлось заплатить данному человеку за свои достижения. Может оказаться, что за успех пришлось заплатить совестью, достоинством, благополучием близких людей, а средством для достижения успеха стали предательство, разрыв значимых социальных связей, подлость.  Н.С. Пряжников пишет о том, что «искусство построения жизненного успеха не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое внутреннее достоинство» [9, с. 38].
 
В качестве субъективного критерия успеха выступает чувство удовлетворение от достижения цели, поставленной перед собой самим человеком. Но ощущение человеком своего успеха связано с его системой отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом). И порой, глядя на деструктивную активность человека, добившегося некоторого успеха, замечаешь, насколько справедливы слова, сказанные  Франсуа Ларошфуко (1613-1680 г.): «Нам мало добиться успеха. Надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах» [5]. 
    
Э. Берн (1988 г.) предложил идею того, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или, как он назвал их, «жизненные сценарии». Эти жизненные позиции диктуют и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. 
  
   В психологии рассматриваются невротические реакции на успех. К. Хорни отмечает, что «отсутствие успеха у невротика — его отставание от других в любом отношении, касается ли это карьеры или брака, безопасности или счастья, — делает его завистливым по отношению к другим» [15, с. 174]. К. Сельченок обращает внимание, что в самом слове успех заложена его суть – «Успеть!», что для невротика становится лозунгом всей его жизни [13]. 
 Рассмотрим жизненный успех с точки зрения построения карьеры. Современный словарь иностранных слов  определяет карьеру как продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды. Понятие «успешная карьера» предполагает постоянное жесткое соревнование со своими конкурентами и соперниками.  В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построение в боевом порядке колесниц», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке для того, чтобы она могла бежать в нужном направлении» [2, с. 63]. Таким образом, уже в изначальных значениях слова «карьера» просматривается направленность не столько на соревнование, сколько на жесткое соперничество.  
     
Исследователи отмечают парадоксальность ситуации, отражающей сложившиеся в обществе представления о путях построения успешной карьеры и отношение людей к этим путям. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, упорным трудом, честностью и т.п. С другой стороны, молодой человек достаточно быстро обнаруживает, что для «успеха» зачастую более полезными оказываются противоположные качества. Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном», «порядочном» и «непорядочном»), все-таки надеются, что именно их собственный, индивидуальный путь окажется «более честным» и «более порядочным». К сожалению, жизнь заставляет признать, что «вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься» [10, с. 399]. И тогда проблема достижения успеха в карьере сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму. 
    
Успех имеет и «оборотную» сторону. Г. Селье писал, что «успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам» [12, с. 52]. В то же время «стресс рухнувших надежд» ... приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое артериальное давление и даже просто повышенная раздражительность)» [там же]. 
   
   Достаточно распространена ситуация, когда человек добился успеха – признания своего труда, высокого социального статуса, осуществления сокровенных желаний. И вдруг, когда, казалось бы, пришла пора пожинать плоды, наступает крах – отказ от любимой работы, потеря семьи, возникают разнообразные душевные и соматические заболевания, злоупотребление алкоголем.  Достижение человеком высоких успехов в определенном виде деятельности зачастую сопровождается неблагоприятными последствиями (на физиологическом, психологическом и социальном уровне), которые получили название болезней успеха  [4].    В.С. Ротенберг причиной болезни успеха считает снижение человеком активности после достижения цели и изменение системы ценностей для оправдания этого снижения. Если же после достижения цели человек переключается на другую высокомотивированную деятельность, необязательно сопровождаемую положительными эмоциями, то заболевания (либо душевного неблагополучия) не наступает. В частности, так называемый «постдиссертационный синдром» не отмечается у тех, кто «сразу после защиты включается в новые интересные исследования» [11, с. 23]. 
   
Успех в профессиональной деятельности означает, что у человека повышается социальный статус и самооценка. Он становится «одним из немногих». При этом, как подметил А. Камю: «Нам лишь тогда охотно прощают наши удачи и успехи, если мы согласны великодушно делиться ими. Но непременное условие счастья — не думать о других. А раз так, выхода нет. Счастливый и осужденный — или прощенный и несчастный» [3, с. 134]. 
     
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. В качестве ситуации успеха рассматривается такое целенаправленное, организованное сочетание внешних (объективных и субъективных) характеристик среды, в которых осуществляется деятельность, а также у внутренних (психологических) факторов, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.  
  С
формированная человеком конструктивная система отношений и вера в себя может поднять его над ситуацией, дать силы для преодоления объективных трудностей и достижения успеха. Брахван Шри Раджнеш (Ошо) писал: «Вы слышали, что грешники отправляются в ад, – но то не так. Куда бы ни попал грешник – он создает ад, и куда бы ни попал святой – там небеса» [8]. Каждый человек во многом сам формирует субъективную составляющую ситуации успеха, имеющую очень важное, а иногда и определяющее значение.  
   
 X. Томэ и У. Лерв  приводят ряд поведенческих реакций, затрудняющих приспособление к трудностям жизни. К таковым  относятся: безропотное смирение, подавленность, депрессия,  стремление к избеганию тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике  трудностей и др. (приводится по [1]). 
      
А. Бандура (Albert Bandura) показал, что успешность поведения  во многом зависит от того, насколько человек уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий.  От отношения человека к жизни, от его самопрограммирования во многом зависят жизненные успехи или неуспехи.     Возникают вопросы: «Программирование себя на достижение какого успеха и какой ценой?», а также: «Не обернется ли стремление к некоторому локальному успеху («здесь и сейчас») бедой для личности в будущем?».   Ответы на подобные вопросы связаны со сферой морали и нравственности. В свою очередь, моральные принципы и принятые личностью нравственные нормы проявляются в конкретных поступках человека. 
   
В научной литературе словосочетание «морально-этический» соотносится  с оценкой поступков, а также  «облика» человека в целом. Но это словосочетание не отменяет понятия  «грех».    У верующих грех означает нарушение религиозных предписаний. В общечеловеческом смысле грех означает предосудительный  поступок. Грехопадение означает нравственное падение личности, поступок, совершенный в нарушение норм общественной морали. 
      
В христианской религии говорится о существовании трех видов греха. Во-первых, мы грешим, уже тогда, когда совершаем то, от чего Слово Божье предостерегает нас [1] : половая распущенность, поклонение ложным богам, колдовство, вражда и ненависть, ссоры и интриги, клевета и злоречие, непримиримость, жестокость, предательство, клятвопреступление,  эгоизм, пьянство, убийство и др. [2] Во-вторых, мы грешим не только совершая вышеуказанные поступки, но также, тогда когда избегаем делать добро, если для этого есть все возможности. По этому поводу апостол Иаков пишет: «А потому, если вы знаете, как поступать правильно, но не поступаете так, то повинны в грехе» [3]В-третьих, уже одни только греховные мысли (помыслы), намерения сами по себе являются грехом [4]В период раннего Средневековья в христианстве возникла «теория семи смертных грехов», к которым причисляются гордыня, алчность, зависть, злоба, похоть, уныние, чревоугодие.  Эти  семь грехов выделены потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи. Эта теория впервые встречается у Папы Римского Григория Великого, жившего в VII в. и получила распространение после трудов Фомы Аквинского, жившего в XXIII веке. Смертным грехом называли такой грех, который приводит к духовной смерти человека [5] .  
   Осознание греховности своего поступка связано у человека с возникновением чувства стыда. В словаре стыд определяется как эмоция, возникающая в результате осознания человеком несоответствия, реального или мнимого, своих поступков  принятым в  обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд переживается как  "самоосуждение или самообвинение" [14, с. 795]. Стыд – это эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется  в процессе воспитания, в результате сознательного усвоения этических норм и правил поведения, принятых в конкретной социальной группе, в которой происходило формирование личности. 
      
      В то же время, как заметил Ф. Ларошфуко, «наше раскаяние – это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ» [5, с. 53]. Но для многих людей и такое осознание является сдерживающим фактором от «греховного» поведения.  
      
На пути к своему успеху люди используют разные средства, но не всякие средства оправдываются наличием даже высокой цели.   В рассматриваемом аспекте полезной, понятной и вполне осуществимой является следующая максима, вытекающая из категорического императива, предложенного Иммануилом Кантом: в отношениях с другими людьми поступай так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали с тобой, и избегай поступать с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили с тобой.   {Здесь опущена история о Иоанне Предтече и  Саломеее}
      
На пути к своему успеху люди используют разные средства, но, как известно, не всякие средства оправдываются наличием даже высокой цели.  Впрочем, у каждого человека есть свобода выбора – выбрать свой жизненный путь, свою систему отношений к людям и к самому себе. Но при этом каждый человек сам несет ответственность за свои поступки.

Литература (16 наименований  здесь не приводится)

Ссылка на полный текст (в формате pdf) на сайте РИНЦ научной электронной библиотеке eLibrary (открывается для зарегистрированных пользователей  библиотеки - читателей и авторов): https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12857270_29611642.pdf

Ссылка на полный текст номера журнала " (в формате pdf),  в котором есть и указанная статья (стр 90-102)   на сайте журналаhttp://tsennosti.instet.ru/images/cenn/1-2009.pdf

 

Примечания

 

[1] Новый Завет. Послание апостола Павла. К Галлам 5:19-21.

[2] Приведем перечень упоминаний из Нового Завета, в которых указано, чего следует избегать: Матфея 15:19; 1-е Коринфянам 6:9-10; Ефесянам 4:25-31; 2-е Тимофею 3:2-4.

[3] Новый Завет. Соборные послания апостолов. Послание Иакова 4:17.

[4] Евангелие от Матфея 5:21-22, 27-28 и Марка 7:21-23.

[5] Смертными считаются те грехи, которые не покрываются смертью человека, а остаются с ним и после того, как он перейдет в мир иной, и где ему придется отвечать за них по всей строгости.

[6] Евангелие от Иоанна 1:26-27, от Марка 1:8.

[7] См., например, драму Оскара Уальда «Саломея».

[8] Евангелие от Матфея 14:1-11.

[9] Многим известна икона, на которой изображена голова Иоанна Крестителя на золотом блюде.

[10] Для обозначения рассматриваемого феномена наиболее подходящим является термин мода (от лат. modus – образ, способ, правило), означающий «господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п. (Современный словарь иностранных слов).

 

 

 

 

 

 


Источник: http://Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90-102.
Категория: Мои статьи | Добавил: drusa-nvkz (24.01.2023) | Автор: Дружилов Сергей Александрович E W
Просмотров: 27 | Теги: Нравственность, греховность соотношение цели и сред, самопрограммирование, Жизненный Успех, жизненный сценарий, профессиональный успех, личностный успех | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0